Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
разъяснения_н.а._власова:об_указании_результатов_лабораторных_исследований_в_эвсд [2019/10/29 11:32]
m.shevcova создано
разъяснения_н.а._власова:об_указании_результатов_лабораторных_исследований_в_эвсд [2019/10/31 07:02] (текущий)
kotik
Строка 1: Строка 1:
 ======= Об указании результатов лабораторных исследований в эВСД ======= ======= Об указании результатов лабораторных исследований в эВСД =======
  
-[[https://​www.fsvps.ru/​fsvps/​news/​30698.html|Разъяснения Н.А. Власова:​ "Об указании результатов лабораторных исследований в эВСД"​]]+14 июня 2019 г.
  
 +{{:​разъяснения_н.а._власова:​меркурий.jpg?​direct |}}
 +
 +//<​WRAP>​Руководителям территориальных ​
 +
 +управлений Россельхознадзора,​
 +
 +Руководителям органов ​
 +
 +государственной власти в области ​
 +
 +ветеринарии субъектов Российской ​
 +
 +Федерации!</​WRAP>// ​
 +
 +
 +Уважаемые коллеги,​
 +
 +К нам продолжают поступать обращения хозяйствующих субъектов о предъявлении ветслужбами субъектов Российской Федерации и некоторыми территориальными управлениями Россельхознадзора разноречивых требований относительно «прикрепления» к электронным ветеринарным сертификатам (эВСД)/​указания в эВСД результатов лабораторных исследований.
 +
 +В связи с этим прошу придерживаться при предъявлении этих требований следующих правил.
 +
 +**Первое.** При перемещении (передаче) продукции по территории Российской Федерации и ЕАЭС «прикрепление» результатов лабораторных исследований требуется в обязательном порядке лишь в том случае,​ //​**когда такие исследования проводились.**//​
 +
 +**Второе.** ​
 +
 +**//При перемещении//​**/​передаче подконтрольного товара в пределах территории //​**Российской Федерации**//​ и ЕАЭС случаи,​ когда лабораторные исследования обязательно //​**должны проводиться**//,​ (и это должно отражаться в эВСД), регламентируется законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, а таких случаев весьма немного. ​
 +
 +Если обязательного требования о проведении лабораторных исследований в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС не установлено,​ то необходимость их проведения //​**может быть**//​ (не должна,​ а именно может быть) установлена в нормативном документе (НД), согласно которому производится изготовление и контроль данного подконтрольного товара,​ утверждаемом его производителем или третьим лицом, не являющимся ни производителем,​ ни органом государственной власти,​ которое разработало данный НД.
 +
 +В случаях,​ когда данное требование отсутствует как в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, так и в НД, неприкрепление результатов лабораторных исследований к эВСД //**не является нарушением**//,​ если, разумеется,​ такие исследования не проводились и в отсутствие такового требования.  ​
 +
 +Напомним,​ что такие исследования могут проводиться и в отсутствии данного требования,​ и в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД, например,​ при: ​
 +
 +  * проведении внутреннего мониторинга (выборочного либо сплошного) производителем (технологический контроль), ​
 +  * проведении внутреннего мониторинга производителем сырья для производства данного подконтрольного товара (входной контроль сырья) в рамках его собственной системы управления рисками,​
 +  * проведении органом государственной власти (федеральным или региональным) мониторинговых исследований рынка данного товара или территории,​ где он произведен либо находится в обращении.
 +
 +//**При экспорте**//​ подконтрольных товаров //**из Российской Федерации**//​ случаи,​ когда лабораторные исследования (партии подконтрольного товара или мониторинговые самого товара,​ либо сырья, из которого он изготовлен) обязательно **//​должны проводиться//​**,​ регламентируется законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, а также законодательством страны-импортера. Если данное требование установлено законодательством страны – импортера,​ то наличие такого требования отображается в разрешении Россельхознадзора на вывоз данного подконтрольного товара и/или в согласованной с компетентным органом страны-импортера форме экспортного ветеринарного сертификата. ​
 +
 +Если обязательного требования о проведении лабораторных исследований в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, в НД, а также в законодательстве страны-импортера не установлено,​ то неприкрепление результатов лабораторных исследований к эВСД, с которым подконтрольный товар перемещается по территории Российской Федерации до места оформления экспортного международного сертификата,​ а также к экспортному сертификату //**не является нарушением**//,​ если, разумеется,​ такие исследования не проводились и в отсутствие такового требования. ​
 +
 +**Третье.** ​
 +
 +В некоторых ситуациях у лица, осуществляющего электронную сертификацию,​ или сотрудника надзорного органа,​ осуществляющего государственный надзор за сертификацией,​ или у сотрудника госветнадзора,​ оформляющего экспортный сертификат взамен внутреннего,​ могут возникнуть сомнения в соответствии подконтрольного товара установленным нормам и требованиям,​ либо не сформироваться (по разным причинам,​ но, как правило,​ по причине отсутствия необходимого объема информации о производителе и/или товаре) чувства обоснованной уверенности в его соответствии. ​
 +
 +В случае возникновения таких сомнений или по причине отсутствия чувства обоснованной уверенности сертифицирующее лицо может принять решение о проведении лабораторных исследований сертифицируемой партии подконтрольного товара,​ в том числе повторных лабораторных исследований,​ даже если обязательность их проведения не установлена законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, НД, а также, в случае экспорта,​ - законодательством страны-импортера.
 +
 +Такое право предоставлено сертифицирующему лицу пунктом 37 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов,​ утвержденных Приказом от 27 декабря 2016 г. N 589 Минсельхоза России,​ который звучит так: ​
 +
 +//«37. По результатам рассмотрения заявки уполномоченные лица **принимают одно из следующих решений:​**//​
 +
 +  * //​оформить ВСД без проведения лабораторных исследований,​ ветеринарно-санитарной экспертизы,​ осмотра животных или транспортных средств;//​
 +  * //​**оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований**,​ ветеринарно-санитарной экспертизы,​ осмотра животных или транспортных средств;//​
 +  * //​отказать в оформлении ВСД.»// ​
 +
 +Причем в пункте 38 указанных правил говорится:​
 +
 +//«38. В случае,​ если уполномоченным лицом **принято решение** оформить ВСД по результатам проведения **лабораторных исследований**,​ ветеринарно-санитарной экспертизы,​ осмотра животных или транспортных средств,​ указанное лицо посредством ФГИС незамедлительно извещает заявителя о принятом решении,​ **в котором указывает основания для принятия такого решения и назначает проведение этих исследований**.»// ​
 +
 +**Четвертое.**
 +
 +Добросовестность сертифицирующего лица предполагает,​ что оно этим правом будет пользоваться в целях защиты охраняемых ценностей. Т.е., если, например,​ сертифицирующее лицо полагает (подозревает),​ что данная партия подконтрольного товара не соответствует требованиям и это можно проверить путем назначения лабораторных исследований,​ то оно **обязано** эти исследования назначить. ​
 +
 +Однако,​ если в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта,​ - в законодательстве страны-импортера,​ не установлено обязательного требования о лабораторных исследованиях данного подконтрольного товара,​ то сертифицирующее лицо **не имеет права требовать** от хозяйствующего субъекта **предоставления данных** о проведенных им лабораторных исследованиях,​ если таких исследований не проводилось,​ и не имеет права вынуждать экспортера или производителя экспортируемого товара проводить такие исследования,​ **а лишь имеет право назначить** проведение таких исследований,​ указав причины такого назначения.
 +
 +Разумеется,​ в таком правовом поле существует внутренняя неопределенность:​ можно назначить проведение исследований,​ а можно и не назначать. ​
 +
 +Такая неопределенность в данном случае неизбежна,​ так как дух данной нормы определяет обоснованную уверенность сертифицирующего лица как основу для осуществления или не осуществления действия,​ а возникновение у человека уверенности алгоритмизировать еще никому не удалось (а если бы удалось,​ то отпала бы и надобность в такой норме – использовался бы упомянутый алгоритм оценки). ​
 +
 +Если есть неопределенность,​ то возникает и стимул к перестраховке – к назначению исследований в случае,​ когда в них не только нет необходимости,​ но и нет надобности.
 +
 +Обращаем ваше внимание,​ коллеги,​ на то, что российское законодательство (в частности – Гражданский Кодекс) однозначно трактует злоупотребление правом как нарушение права, а нарушение права как административное правонарушение (как минимум). А перестраховка и связанные с нею избыточные требования и запреты это и есть одна из форм злоупотребления правом,​ которого мы настоятельно рекомендуем вам избегать. Но избегать без ущерба и без угрозы ущерба для охраняемых ценностей,​ и для добросовестности исполнения вами своих обязанностей. ​
 +
 +**Пятое.**
 +
 +Во избежание проблем по оформлению эВСД и необоснованных задержек в обращении (в том числе – в экспорте) подконтрольного товара лабораторные исследования должны проводиться в лабораториях,​ которые производят оформление протоколов лабораторных исследований в компоненте Веста ФГИС ВетИС (сейчас таких лабораторий в России более 530), а протоколы отбора проб для исследований должны оформляться в компоненте Меркурий ФГИС ВетИС. В этом случае ни каких действий по внесению данных о проведенных лабораторных исследованиях от производителя,​ экспортера и сотрудников госветслужбы не потребуется,​ так как протоколы исследований автоматически будут отображаться (если это необходимо) в эВСД, оформленных для внутрироссийского перемещения или для перемещения в место оформления экспортного ветеринарного сертификата. ​
 +
 +В этой связи напоминаем о следующем. ​
 +
 +  - Обязательные лабораторные исследования,​ согласно нормам российского законодательства и права ЕАЭС могут проводиться в любой лаборатории,​ любой формы собственности,​ любой подведомственности или подчиненности,​ имеющей правоустанавливающие документы для проведения этих исследований. Выбор того в какой из лабораторий,​ из числа лабораторий,​ имеющих эти документы,​ их проводить во всех случаях остается за актуальным собственником подконтрольного товара,​ кроме случая,​ когда такие исследования назначаются сотрудником органа государственного надзора за счет бюджета данного надзорного органа. В последнем случае сотрудник,​ назначивший исследования,​ может определить лабораторию,​ в которой данные исследования должны проводиться. Если же сотрудник надзорного органа не определяет такую лабораторию,​ но назначает исследование за счет средств актуального собственника,​ то выбор лаборатории опять-таки за собственником подконтрольного товара. ​
 +  - Веста – открытая система,​ в которой на безвозмездной основе может работать любая лаборатория Российской Федерации,​ имеющая соответствующие правоустанавливающие документы (в большинстве случаев в состав этих правоустанавливающих документов входят лишь свидетельство об аккредитации,​ выдаваемое Росаккредитацией,​ разрешение на работу с микроорганизмами III-IV группы патогенности,​ если оно требуется для проведения таких исследований) и участвующее в российской или международной системе подтверждения компетентности по проводимым видам исследований (одной из российских систем являются сличительные межлабораторные исследования на постоянной основе проводимые Россельхознадзором) по выбору руководителя данной лаборатории. ​
 +  - Безальтернативное требование об обязательном внесении результатов лабораторных исследований подконтрольных товаров в компонент Веста ФГИС ВетИС установлено в российском законодательстве. Соответственно,​ любая лаборатория,​ которая такие исследования проводит обязана обеспечить внесение этих результатов в Весту. ​
 +
 +**Шестое.**
 +
 +Многие нечетко понимают результаты каких именно исследований должны отображаться при оформлении эВСД. При определении их следует руководствоваться простыми правилами.
 +
 +Если любое исследование,​ имеющее целью подтверждение безопасности или соответствия установленным требованиям,​ проведено в отношении самого подконтрольного товара или сырья из которого он изготавливается,​ то эти результаты должны отображаться.
 +
 +Исследования,​ в зависимости от того какие именно требования установлены в российском законодательстве,​ праве ЕАЭС, НД и законодательстве страны-импортера,​ могут быть проведены с использованием проб: ​
 +
 +1) данной транспортной партии подконтрольного товара. В том случае результаты исследований,​ если они касаются выявления или количественного (полуколичественного) определения переменных угроз, должны отображаться только для данной транспортной партии. //​**Переменными угрозами**//​ считаются вредные и нормируемые организмы и вещества,​ которые могут попадать в подконтрольный товар или образовываться в нем после выпуска в обращение данной партии подконтрольного товара (например,​ наиболее известной переменной угрозой является превышение содержания КМАФАМ). В том случае,​ если его результаты касаются выявления или количественного (полуколичественного) определения //​**перманентных угроз**//,​ они должны отображаться для:  ​
 +  * данной транспортной партии подконтрольного товара, ​
 +  * той производственной партии подконтрольного товара,​ из части которой состоит исследованная транспортная партия, ​
 +  * любой другой транспортной партии подконтрольного товара,​ которая состоит из части той же производственной партии данного подконтрольного товара,​ из другой части которой состоит исследованная транспортная партия.  ​
 +
 +**//​Перманентными угрозами//​** считаются вредные и нормируемые организмы и вещества,​ которые не могут попадать в подконтрольный товар или образовываться в нем после выпуска в обращение данного подконтрольного товара,​ или вероятность попадания которых в подконтрольный товар после его выпуска в обращение крайне низка. (наиболее известные примеры перманентной угрозы:​ превышение МДУ антибиотика в мясе; содержание вируса либо вирусного генома в продукции животного происхождения;​ наличие растительных жиров в молочной продукции,​ где их наличия не допускается,​ наличие ГМО материала в продукции,​ где наличия ГМО не допускается,​ или которая задекларирована как не содержащая ГМО). ​
 +
 +2) данной производственной партии подконтрольного товара (тогда его результаты должны отображаться как для данной производственной партии,​ так и для всех транспортных партий,​ состоящих из любой части данной производственной партии),​
 +
 +3) любого сырья (если для производства используются несколько видов сырья),​ использованного для производства данной производственной партии данного подконтрольного товара,​
 +
 +4) полученных от животных,​ от которых получена данная партия подконтрольного товара,​ либо от которых получен любой вид сырья животного происхождения,​ использованного для производства данной производственной партии данного подконтрольного товара,​
 +
 +5) отобранных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг,​ осуществляемый производителем или актуальным собственником) от иных производственных или транспортных партий данного подконтрольного товара,​ произведенного данным его производителем,​
 +
 +6) отобранных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг,​ осуществляемый производителем или актуальным собственником) от иных производственных партий любого сырья (если для производства используются несколько видов сырья),​ используемого для производства данного подконтрольного товара,​ осуществляемого данным его производителем,​
 +
 +7) полученных в ходе мониторинговых исследований (государственный мониторинг или мониторинг,​ осуществляемый производителем или актуальным собственником) от животных,​ которые содержатся в тех стадах (группах животных) или содержатся на той территории,​ от которых получают данный подконтрольный товар, либо от которых получают любой вид сырья животного происхождения,​ используемого для производства данного подконтрольного товара данным производителем.
 +
 +**Седьмое.**
 +
 +Многие нечетко понимают результаты каких именно исследований в смысле времени их проведения или кратности их проведения должны отображаться при оформлении эВСД.
 +
 +Иными словами: ​
 +  * можно ли и нужно ли отображать результат исследования на остаточное содержание антибиотика,​ проведённого,​ например,​ год назад, или нужно отображать только результат исследований,​ проведенных недавно (например,​ неделю или месяц назад),​
 +  * можно ли и нужно ли отображать результаты,​ например,​ всех шести исследований содержания растительных жиров в данной молочной продукции,​ которые проведены в течение 3 месяцев,​ или достаточно отобразить результаты последнего из них.
 +
 +В данном нужно руководствоваться следующим.
 +
 +Во-первых,​ следует четко различать «можно» и «нужно». ​
 +
 +//​**Можно**//​ отображать все исследования,​ которые проведены,​ но с учетом правил,​ изложенных в пункте 6. При этом надо понимать,​ что даже в случае,​ если отображены все результаты реально проведенных исследований,​ то это еще не означает,​ что выполнены все требования в отношении проведения исследований. Например,​ в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта,​ - в законодательстве страны-импортера,​ может быть установлена кратность (например,​ не менее, чем 4 раза) или неоднократность (т.е. 2 исследования или более) данного исследования,​ или периодичность его проведения (например,​ не реже, чем 1 раз в полгода),​ или предельная давность (например,​ не ранее, чем за 30 дней перед вывозом) его проведения,​ но последнее из проведенных исследований проведено ранее допустимого срока давности,​ или оно проведено однократно,​ а требуется проведение нескольких исследований. ​
 +
 +//​**Нужно**//​ отображать всегда,​ как минимум,​ последнее из тех исследований,​ которые //​**можно**//​ отображать и **//​Нужно//​** отображать результаты всех исследований,​ обязательность проведения которых установлена в законодательстве Российской Федерации и ЕАЭС, и в НД на данный подконтрольный товар, а также, в случае экспорта,​ - в законодательстве страны-импортера.
 +
 +Что целесообразнее – следовать только тому, что //​**Нужно**//,​ или исполнять то, что //​**Нужно**//​ и добавлять данные об исследованиях,​ которые добавлять //​**Можно**//? ​
 +
 +Целесообразнее делать то, что //​**Можно**//,​ исполняя,​ естественно то, что //​**Нужно**//,​ поскольку если вы отобразите не только данные тех исследований,​ которые вы обязаны отобразить,​ но и данные дополнительных исследований тоже, то это и будет средством помогающим сформироваться чувству обоснованной уверенности у сертифицирующего лица, а также у получателя вашего товара. Но вы можете делать и только то, что Нужно – это ваше решение,​ требовать больше от вас ни кто права не имеет, исключая упомянутый в пункте 3 случай назначения дополнительных или повторных исследований сертифицирующим лицом.
 +
 +В заключение,​ для информации:​ в ближайшем будущем,​ в результате развития систем Веста, Цербер,​ Меркурий и Аргус, если вы выполняете пункт 5, то вам не придется заботиться о выполнении пунктов 6 и 7, так как за вас эти требования будут выполнять перечисленные информационные системы. ​
 +
 +С наилучшими пожеланиями,​
 +
 +<hi #​ed1c24>​Н. Власов</​hi>​
 +
 +**Категории:​** <hi #​ed1c24>​Автоматизированная система АРГУС , Электронная сертификация</​hi>​
 +
 +**Ключевые слова:​** МЕРКУРИЙ,​ Лабораторные исследования,​ ВетИС